Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Так, признана утратившей силу часть 7 статьи 22 Закона № 248-ФЗ, согласно которой муниципальные органы могли установить, что ими не будет применяться система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля. Таким образом, указанную систему должны применять все контролирующие органы.
Расширен перечень профилактических мероприятий, которые подлежат обязательному проведению органами муниципального контроля, в их число включены объявление предостережения и профилактические визиты.
При этом нормы Закона № 248-ФЗ о проведении профилактического визита значительно изменились.
Вопросы проведения обязательного профилактического визита урегулированы отдельной статьей 52.1 Закона № 248-ФЗ, установлены основания, сроки его проведения и результаты. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний. По окончании обязательного профилактического визита составляется акт, в случае выявления нарушений обязательных требований, если они не были устранены до окончания профилактического мероприятия, контролируемому лицу выдается предписание.
Определена периодичность проведения обязательных профилактических визитов в зависимости от присвоенной категории риска. Отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита не допускается, в случае уклонения контролируемого лица от его проведения в отношении него может быть организовано контрольное (надзорное) мероприятие.
В статьях 57 и 60 Закона № 248-ФЗ дополнены основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также оснований принятия решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, по итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Отдельно следует отметить введенный институт соглашений о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований (статья 90.2 Закона № 248-ФЗ).
Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Такое соглашение заключается в случае, если устранение выявленных нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость. В соответствии с соглашением контролируемое лицо обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Порядок заключения, изменения, продления, расторжения соглашения, условия соглашения, круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, будет определен Правительством Российской Федерации.